Новые экспозиции у экоцентра Керженского заповедника
Рустайский народный транспорт.
У современного человека есть возможность передвигаться на разных видах транспорта. Раньше все было иначе, и в памяти многих жителей п. Рустай, граничащего с Керженским заповедником, еще живы воспоминания о маленьких паровозиках-«кукушках» и мотодрезинах-«пионерках», передвигающихся по узкоколейной железной дороге, а также о лодках-ботниках на Керженце. Чтобы молодое поколение не забывало историю, этим летом около экоцентра заповедника были установлены стенды «Рустайская «кукушка» и «Керженский ботник». Керженский ботник Ботник – лодка, выдолбленная из осины и разведенная на огне, легкая в управлении, ходкая и маневренная. Ботники были широко распространены в Нижегородском Заволжье. Легкие лодки использовали рыбаки и охотники. На ботниках переправлялись через реки за грибами и ягодами, доставляли товары. Сейчас мастеров, умеющих делать ботники, почти не осталось. Один из немногих – Михаил Сергеевич Напылов, живет в д. Аристово Семеновского района. Осину для ботника выбирают зимой, до начала сокодвижения. При ударе по стволу дерево должно «петь» (значит, не гнилое). Изготовление ботника начинают в лесу. С помощью топора стволу придают нужную форму. Делают разметку смоленой веревкой и специальным теслом выдалбливают сердцевину. Затем ствол строгают вручную до гладкости и рисуют на нем будущую «фигуру» ботника. По расчерченным линиям вырубают изгиб бортов. В наружных бортах ручной дрелью на равном расстоянии сверлят дырочки и забивают «сторожки» из палочек (они определяют толщину бортов). Завершают выдалбливание лодки ориентируясь на «сторожки», аккуратно скобелем остругивают, выглаживают начисто. Будущие ботники зарывают в снег возле водоема и оставляют до весны. Вымоченные лодки нагревают над костром. Влажное дерево при этом делается податливым и начинает раскрываться. Готовые ботники своим ходом по воде доставляются к месту назначения. Лодки смолят и оставляют сушиться на солнце. При бережном уходе и ежегодном смолении они могут прослужить 15 лет и более. Рустайская «кукушка» До 2003 г. территорию заповедника пересекала узкоколейная железная дорога (УЖД) Ситники – Рустай – Кузьмияр, построенная в середине ХХ века для транспортировки торфа, леса, а также пассажирского сообщения. Поезда, которые ходили по УЖД, в народе называли «кукушками». В конце 1980-х добраться до Рустая на поезде можно было 2 раза в день: днем на почтовом, а вечером на пассажирском. Поезда с виду были одинаковые: локомотив и два пассажирских вагона. В пути на ст. Керженец-1 к дневному поезду присоединяли почтовый вагон, потому состав так и назывался. Почтовый шел от Ситников путь в 60 км до п. Рустай, а пассажирский шел дальше более чем на 40 км – до п. Кузьмияр. В начале 1990-х УЖД стала быстро приходить в упадок, т.к. прекратилась вывозка леса. Пассажирские поезда стали ходить не каждый день. Закрывались и разрушались станционные здания. Регулярное пассажирское движение существовало до 1995 года. В 1996 г. оно нарушается, а к 1999 г. была разобрана значительная часть путей. В 2001 г. было принято решение о полной разборке УЖД.
При подготовке стендов были использованы фотографии, предоставленные жителями и гостями п. Рустай. Благодарим за эти снимки Шашкову Г.В., семьи Кононковых и Стрелковых. Новая фотозона позволяет запечатлеть себя в ботнике на фоне Керженца и подержать в руках «историческое» весло, подаренное Кораблевым О.Л. Приглашаем посетить экоцентр и вспомнить недалекое прошлое Рустая. Фото Е.Н. КОРШУНОВА, Р. ГОГОЛЕВА, А.В. СТРЕЛКОВА и из личного архива Г.В. ШАШКОВОЙ
В Лысково украсили остановки красивыми плакатами с советскими новогодними картинками. Выглядит мило.
По дороге в Большое Пикино (в районе Костино) произошло столкновение двух транспортных средств. Подробности уточняем.
Ожидается сильный снег, гололёдные явления, гололедица, начиная с юго-западных районов области, местами по Нижегородской области в ближайшие 1-3 часа 25 декабря с сохранением ночью и утром 26 декабря 2025г.
Пенсии и иные социальные выплаты, даты которых выпадают на новогодние праздники, будут перечислены в кредитные организации 26 декабря 2025 г.
Хочется выразить огромную благодарность всем сотрудникам реабилитационного отделения ГБУЗ НО «Борской ЦРБ». Возглавляет это отделение милая, добродушная врач Молокова Ирина Михайловна. В этом отделении ,после болезни, проходят комплекс медицинских, психологических ,физиотерапевтических, мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление. Очень хорошая материальная база.
Загрузить ещё
|
|