Психология творческого мышления

В условиях современного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческой активности обучающихся. Творчество способствует организации их продуктивной деятельности, аккумулированию личностного потенциала и формированию необходимых компетенций. Грамотное планирование образовательной деятельности с учетом принципов психологии творческого мышления будет побуждать обучающихся к постоянному продуктивному взаимодействию. Научиться применять эти принципы можно на курсах профессиональной переподготовки.

Что такое творческое мышление?

Результативность творчества зависит от его характера — целенаправленного или экспрессивного. Творческие способности человека могут рассматриваться в различных аспектах:

  • в неразрывной связи с уровнем интеллектуального развития;
  • как специфическая форма психической активности;
  • как результат интеллектуальной одаренности наряду с уровнем мотивации, ценностями, личностными характеристики и способностями.

Вне зависимости от подхода к определению понятия творчества, творческие аспекты человеческой деятельности проявляются бессознательно, однако контролируются на уровне мотивации. В процессе активизации творческого мышления проявляется связь между сознательным и бессознательным.

Как психологу развивать творческое мышление?

Творческая деятельность — это результат продуктивной деятельности, переплетающейся с репродуктивными компонентами. Репродуктивность заключается в повторении, получении продукта, который характеризуется отсутствием новизны, тогда как продуктивность нацелена на получение качественно новых результатов. При обучении продуктивность выражается в формировании новых идей через использование репродуктивных условий творческой деятельности.

Творческое мышление, приводящее к формированию нового продукта, становится основанием для развития индивида. В процессе творческой деятельности у обучающихся формируется стремление к получению новых репродуктивных знаний и навыков и их использованию в новых актах творчества.

Для раскрытия и реализации творческого потенциала личности необходима предварительная подготовка, нацеленная на усвоение основ творчества как активной мыслительной деятельности. Развитие у обучающихся творческого мышления помогает им эффективнее решать возникающие жизненные и учебные задачи. В этом контексте творческое мышление оптимально рассматривать как способ оптимизации и перестройки всего процесса обучения с упором на самостоятельную активность с применением определенного методологического инструментария.