История

Первые поселения человека на территории Бора появились за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Археологи не только установили места неолитических поселений на территории Бора, но одновременно с этим во время осмотра дюн на Моховых горах обнаружили обломки глиняной посуды, относящейся к эпохе раннего железа. Археологические раскопки и летописные материалы говорят о том, что по берегам реки Везломы обитали финно-угорские племена (в частности, мещера). Название этой реки в смысловом переводе означает “река, протекающая через озеро”.

На том месте, где речка Везлома впадает в Волгу, образовалась группа построек - слободки Везломская, Копытовская и Никольская, считающиеся прародиной Бора. По разным причинам постепенно слободки Везломская и Копытовская переселились в Никольско-Боровскую, которая никогда не заливалась весенней водой и которая благодаря своему выгодному расположению “приобрела первенствующее значение между тремя слободками” и во всех документах стала называться Боровской. В XIV веке слободка Боровская, находясь у начала заволжской торговой дороги, преобразовалась в крупный населенный пункт - село Бор, окруженный дремучим, местами непроходимым лесом.

Жители заволжского села и его окрестностей вели различный образ жизни: одни промышляли охотой и рыболовством; другие занимались различным ремеслом: плотничали, прекрасно владея столярным инструментом и изготовляя различные предметы крестьянской домашней утвари (резные шкафы, горки, ковшики, солонки), плели лапти, обжигали древесный уголь, ткали из мочала кули, рогожи; третьи (старообрядцы-раскольники) жили за счет подаяния своих благодетелей. Были и лесные обитатели, которые жили без власти и закона, занимаясь разбоем и грабежом.

Начало XVII века связано с наиболее интенсивным заселением территории будущего Борского района. Среди поселенцев были выходцы из Москвы, скрывались в керженских лесах раскольники и участники крестьянских войн под руководством Болотникова, Разина, Пугачева. Селились на этих землях беглые крепостные крестьяне. С 1619 года боровскими землями владели разные хозяева: думский дьяк И.Грамотин, затем (конец XVII века - начало XVIII века) это были дворцовые государевы земли, т.е. собственность семьи царя. В самом конце XVII века боровские землями владела генерал-майорша А.А.Бороздина, а с 1799 года борскому обществу пришлось иметь дело с опекунами детей Бороздиной.

Крепостное состояние боровлян продолжалось всего девять лет. В 1806 году в соответствии с Высочайшим соизволением Александра I крестьяне села Бор могли выкупить себя и свои семьи за 160230 рублей государственными ассигнациями. Свобода жителям Бора далась нелегко - выкуп выплачивали трудно и долго.

Отмена крепостного права в России оказало благоприятное влияние на развитие Бора как большого торгового села. Водная дорога - Волга - удобно связывала его с Нижним Новгородом. Во второй половине XIX века Бор представлял из себя большое торговое село. К 1887 году население Бора составляло более 1400 жителей (293 двора). В селе была одна школа, больница, десяток торговых лавок, мельница и железоразделочный завод. Центром села являлась базарная площадь с торговыми рядами, складами, трактирами, где еженедельно шумели базары, а дважды в год - 9 мая и 15 сентября - устраивались однодневные ярмарки. Тысячи людей из окрестных сел и деревень привозили на продажу хлеб, масло, сало, скот, пушнину, кожи, приобретая у купцов ткани, галантерейные и промышленные товары.

Экономику юга и юго-запада Семеновского уезда, где в настоящее время расположен Борский район, определяли прежде всего кустарные промыслы, самыми значительными из которых были валяльный - переработка шерсти и металлический промысел - производство гвоздей, якорей и цепей.

Продукция кузнечного промысла, развитием которого в Борском районе занимались бывшие бурмистры помещика, хорошо продавалась на мощном рынке сбыта готовой продукции - Всероссийской Нижегородской ярмарке. Центром кузнечного производства в районе была так называемая Красная Рамень - местность, включавшая в себя около 19 селений, и в которой в 1875 году было 497 кузниц, а в них - более тысячи кузнецов. На окраинах самого села Бор располагалось до 25 кузниц.

Валяльным производством в районе занималось несколько десятков селений. Тысячи человек изготавливали войлок, кошму, шляпы, валяную обувь, стельки. Сбыт готовой продукции как и доставка сырья производились через Нижний Новгород и его ярмарку.

Исстари часть населения Бора и его окрестностей занималась извозом. Переправа через Волгу напротив Нижнего Новгорода насчитывает не одну сотню лет. Во все времена Борский перевоз выполнял роль “главных ворот” Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно. В ХIХ его значимость многократно возросла в связи с переносом в 1817 году в Волжскую столицу Всероссийской ярмарки. Через Перевоз туда и обратно проезжало до 200 тыс. человек и провозилось до 150 тыс. пудов грузов в год. К Перевозу шли все транспортные пути и товаропотоки борского заречья.

В самом конце XIX и начале ХХ веков борское левобережье было отмечено многолюдьем. Во-первых, соседствующий с ним Мочальный остров ежегодно к началу ярмарки (15 июля) превращался в своеобразный склад огромнейших масс всяческого товара и, кроме постоянно снующих баркасов, буксиров, тянувших баржи, на берегу было скопление всякого работного люда: крючников и грузчиков, сбытчиков-торговцев, оптовиков-покупателей, учетчиков, доверенных лиц и просто сомнительных личностей. Во-вторых, после небывалого опустошительного пожара 1893 года, почти уничтожившего Бор, прибывало множество чернорабочих мастеровых людей, занятых в строительстве.

С развитием во второй половине XIX века пароходства в Нижнем Новгороде на Бору продолжали развиваться перевозной и кузнечный промысел. В основном кузнецами изготавливался крепежный материал, цепи и другие изделия для барж. В 1984 году на Бору на Поповой гриве был построен кузнечно-механический и чугуно-медно-литейный завод, который поставлял судовые якоря, багры и одну паровую машину для пароходов в год. Работали также на борской земле кирпичные заводы, лесопилка, валяльно-сапожные мастерские. В 1911 году на судоверфи, расположенной на Фофановых горах, представляющих тогда песчаные дюны, которые не заливались по весне волжской водой, был заложен баркас “Кашевар”. Так началось рождение завода “Теплоход”. За все годы своего существования слово “Теплоход” никогда не исчезало и не менялось в наименовании предприятия.

В первые годы Советской власти экономика Борского района переживала некоторые трудности. Из-за отсутствия военных заказов в 1922 году был закрыт на год единственный крупный завод “Нижегородский теплоход”. В тяжелом положении оказались и кустари. Кустарные мастерские закрывались из-за нехватки сырья. Кустарные промыслы, особенно по выделке металлических изделий, тоже пришли почти полностью в упадок.

В результате социалистического строительства, в течение первых пятилеток в Борском районе была создана мощная новая промышленность. В 1923 году в д. Завражное был основан завод “Красная Рамень”, занимавшийся производством цепей и ставший впоследствии одним из основных поставщиков своей продукции для всей страны. В 1927 году вступила в эксплуатацию железнодорожная линия Н.Новгород-Котельнич, которая связала Нижегородский промышленный район с Уралом, Сибирью, востоком и севером страны. В ходе этого строительства была проложена железнодорожная ветка Толоконцево - Моховые Горы, игравшая первостепенную роль в индустриализации всего Борского района. В этом же году село Бор стало рабочим поселком, в который вошли деревни Кононово, Мухино, Макарово, затон им. К.Маркса, Борский перевоз, поселок Моховые Горы. В 1928 году на Бору появилась первая трансформаторная будка по приему электроэнергии из Балахны.

В октябре 1929 года был утвержден эскизный проект будущего механизированного стекольного завода на Моховых Горах. Завод предназначался для выпуска крупноразмерного стекла и триплекса для нужд бурно развивающейся автомобильной и других отраслей тяжелой промышленности. Стеклогигант всей Советской индустрии был пущен 1 февраля 1934 года. Одновременно со стеклозаводом вошел в строй лесотарный завод. К этому периоду в Борском районе успешно работали Борский силикатный завод, первая очередь войлочной фабрики №6, велась реконструкция завода “Теплоход”, закончилось строительство высоковольтной линии на судоремонтном заводе (бывший затон Собчинский). В эти же годы велось капитальное строительство на Ситниковском торфопредприятии и в Красной Рамени.

Из торгово-промышленного села Бор с производством, обслуживающим волжское судоходство, стал крупнейшим производителем автомобильного стекла - межрайонным специализированным промышленным центром с рядом предприятий.