Гармония в офисе: миф и реальность

Все мы разные, особенные и неповторимые. Те из нас, кто ходит на работу, проводят в компании одних и тех же людей, как минимум, 40 часов в неделю. Кто-то нам нравится больше, кто-то – меньше, кого-то мы, вообще, терпеть не можем. Но эмоции не должны мешать честному выполнению трудового долга. Следуйте правилам бесконфликтного существования в офисе, и вы сохраните конструктивные отношения с коллегами.

По мнению американских психологов, небольшие производственные конфликты, а равно и взаимное согласие, повышают эффективность труда всего коллектива. Как жгучая пряность, несовпадение во взглядах и профессиональные споры придадут работе, этому приевшемуся для многих блюду, аппетитный вид и отменный вкус. Главное – не пересыпать перца. Говоря иными словами: не ссориться с коллегами на ровном месте и рационально использовать позитивный эффект конфликтов.

Кто есть кто

Для того чтобы собеседник вас услышал и, тем более, понял, надо говорить с ним на его языке. Но для начала предстоит определить, кто перед вами и, соответственно, какой язык для него родной. Итак, приступим.

Фудзияма. Этот член коллектива, словно беспокойная гора, изрыгающая пламя: кипит эмоциями, бурлит энергией, генерит амбициозные планы и идеи. Главное в общении с такими людьми – не завидовать. Они не «выпендриваются» и не выслуживаются. Они и в самом деле такие – инициативные.

Критикан. Сидит-молчит-работает как ни в чем ни бывало. А потом начинается…Поток критики в адрес всех и вся, протест, тонкая ирония и жгучий скепсис, сардонический смех – вот штрихи к портрету этого человека. Черт выведет из себя даже самого спокойного коллегу. Но не торопитесь лечить такую «язву». Она – средство самоконтроля, а также ум, честь и совесть любой компании.

Милый друг. Обаятельный, общительный человек с мягким уступчивым характером. Всегда придет на помощь, поддержит словом и делом, даже если его об этом не просить. Легко находит общий язык с коллегами, может выступить в роли заступника перед начальством. Действительно хороший человек, с которым хочется не только работать, но и дружить.

Кактус. По любому поводу имеет собственное мнение, естественно, отличное от других. Упрям, отличается прямолинейностью. С ним непросто общаться ввиду его повышенной вспыльчивости и раздражительности. Всегда болеет за интересны дела, как за свои собственные, очень требователен к себе и окружающим. Перфекционист, карьерист. Отличный мотиватор для коллег. Он точно знает, как надо работать.

Чудак-человек. С головой погружен в работу, в интригах не участвует. Честный, бескорыстный. Не от мира сего. Этот увлеченный своим делом человек никому не мешает. Наоборот, заряжает коллег энтузиазмом.

Рабочая лошадка. Звезд с неба не хватает, но трудится исправно, честно и профессионально исполняя свои обязанности. Работает на совесть, прибавки к зарплате не просит. В коллективе ни с кем особенно не дружит, не конфликтует. Идеальная «надежа и опора» любого начальника. Своим примером «лошадка» намекает коллегам, что не мешало бы им поднапрячься. Глядишь, и они последуют ее примеру.

Душа-компании. Никогда не унывает, оптимист, человек с легким характером, любит пошутить. В конфликтах руководство-коллектив, коллега-коллега выступает в роли посредника, примирителя. За что и пользуется большим уважением у сослуживцев. Имеет свой взгляд на вещи, держится особняком и не терпит фамильярности.

Кладовая знаний Человек – справочное бюро. Сведущ не только в профессиональных вопросах, но и прекрасно осведомлен о неофициальной жизни многих своих коллег. Его уважают, часто обращаются за советом, но дружить с ним не торопятся, поскольку он отличается замкнутостью и излишней вдумчивостью. Мастер своего дела, болезненно переживающий конкуренцию.

Кодекс истинного дипломата

Жить и трудиться без конфликтов почти нереально, но что нам мешает попробовать? Главное – соблюдать толерантность, то есть трезво анализировать реальное положение вещей и изыскивать «бескровный» выход из любой, пусть даже самой сложной ситуации. Не менее важно правильно реагировать на поведение и реплики собеседника, в нашем случае, коллеги. Чтобы не захлебнуться в споре и не наговорить друг другу обидных глупостей, предстоит научиться делать, как минимум, 3 вещи: допускать существование иной точки зрения; прислушиваться к другим; идти на компромисс.

Оставаться толерантным в любой, даже самой напряженной ситуации просто. Надо лишь признать ценности собеседника как собственные. Есть и другие способы поддержания мирных взаимоотношений в коллективе.

Избегайте общения с теми, кто вызывает у вас неприятные чувства, пытайтесь преодолеть негатив. Не удается? Минимизируйте личные встречи с такими людьми. Поддерживайте коммуникацию по телефону, пишите письма.

В общении с людьми не завышайте собственную самооценку, тем более, за счет принижения самооценки других.

Ищите пути сотрудничества с коллегами. Для этого необходимо обнаружить общие интересы. В идеале – рабочие.

Будьте позитивны, демонстрируйте окружающим широкую ослепительную улыбку. Помните – вселенная дружественна. И в окружающих вас людях масса положительных качеств. Только вы их пока не видите.

Война: правила выживания

Если конфликт в коллективе так и не удалось предотвратить, есть шанс остановить его, в самом начале. Война в офисе – как раз та война, где важно выигрывать каждый бой. И вашей победой должна стать гармония. Для ее достижения можно избрать любую из этих стратегий:

Избегание. Вы даже и не пытаетесь разрешить ситуацию, прячете «голову в песок». При этом ваши интересы в равной мере могут быть удовлетворены или неудовлетворенны.

Приспособление. В этом случае вы – жертва. И об удовлетворении ваших интересов не может быть и речи.

Компромисс. Ощутимо снижает накал страстей, но не позволяет полностью удовлетворить запросы конфликтующих сторон.

Сотрудничество. Поиск точек соприкосновения – наиболее конструктивный путь прекращения «войны».

Соперничество. Сражение «не на жизнь, а на смерть», где все средства хороши, а конфликтующие стороны пытаются удовлетворить собственные интересы любой ценой. Хотя бы и в ущерб другим людям.

Вначале было слово…

Если не вдаваться в подробности, то для того чтобы прекратить конфликт, достаточно прервать цепочку взаимных обвинений и не употреблять конфликтогены – слова-раздражители. Забудьте о незаслуженных упреках и ругательствах, неуместной иронии, не приводите в качестве примера факты, не относящиеся к делу. Прекратите давать собеседнику советы и рекомендации, как себя вести, не навешивайте на него ярлыки.

Вы честно следовали нашим советам, но конфликт разгорается все больше? Попытайтесь его амортизировать. То есть создайте иллюзию внешнего согласия – не пререкайтесь, не проявляйте агрессии. Будьте себе на уме и действуйте соответственно.

Приложите усилия, чтобы обесценить проблему. Например, выскажите сомнение, что потерянный договор стоит тех нервных клеток, которые тратит собеседник на бурное обсуждение этой ситуации.

Чтобы снизить эмоциональный накал, начните глубоко и медленно дышать, считать в уме. Перенесите разговор на другое, более удобное для вас время.

И локальные офисные дрязги, и самые настоящие войны всегда затевают ради какой-то выгоды. При этом ее не всегда можно измерить в нефтедолларах. Могут ли обе противоборствующие стороны получить «прибыль», а то и удовольствие от конфликта? Конечно. Но только в том случае, если будут действовать по принципу Win-win или «выигрыш-выигрыш».

Алгоритм поведения:

Узнать истинные желания друг друга;

Найти справедливое решение;

Обсудить взаимные уступки.

Конфликт исчерпан, но на душе скребут кошки? Вы ругаете себя за конфликтный характер, вам стыдно перед коллегами за бурное проявление эмоций? Прекратите заниматься самоедством. Не позволяйте конфликту подорвать веру в себя и понизить самооценку. Научитесь прощать и любить себя. Не превращайтесь в строгого родителя, который наказывает по делу и без, сажает под домашний арест и забирает любимые игрушки. Успокойтесь и подождите, пока бурные эмоции, вызванные конфликтом, постепенно утихнут. Не судите себя слишком строго, ведь вы человек, а даже лучшие из людей ошибаются.

Качалова Светлана Михайловна,

Зав. отделения невропатологии, КДЦ на Белорусской

Источник: webmedinfo.ru
Комментарии
0 комментариев
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии
Смотрите также
Как стать хорошим начальником? Советы будущим руководителям
8 августа 2017 0 14

Ты мечтал о повышении и всеми силами стремился к этому, и вот свершилось – босс предложил тебе возглавить целый отдел. Но тут оказывается, что ты совершенно не готов руководить десятком людей, бывшие сослуживцы настроены на полное тебе неподчинение. Какой из тебя начальник?

Вы уволены. Что дальше?
25 июля 2017 0 14

Большинство людей, переживших увольнение, часто не знают, как действовать дальше. Как не опустить руки? Как нужно правильно самоорганизоваться, чтобы в кратчайшие сроки восполнить «пробел» в трудовой биографии? Ведь зачастую увольнение настигает работника совершенно неожиданно и человек не успевает подготовиться ни морально, ни технически.

Лето — самое подходящее время для трудоустройства
5 июня 2017 0 8

С приходом лета, у многих молодых людей или студентов появляется очень много свободного времени, которое можно с пользой распределить.

Правило номер один: не влюбляться в начальство
1 мая 2017 0 9

Уж сколько раз твердили миру: романтика и бизнес – две вещи несовместные. Что может быть печальнее финала служебного романа?! Особенно, если ваш избранник – по совместительству ваш босс?!

Как навредить карьере с помощью социальных сетей
3 апреля 2017 0 9

Большинство из нас пользуется социальными сетями. Не важно находитесь вы в поиске работы или уже трудоустроены, ваши посты, комментарии и лайки могут весьма негативно сказаться на карьере.

Загрузить ещё